Оптимизация пространства является одним из приоритетных направлениях в современной складской индустрии. Минимальная ширина межстеллажного пространства при максимально возможной высотности – классическая цель, которая преследуется при проектировании складского комплекса.
В погоне за максимальным количеством стеллажных аллей далеко не всегда выгодно оставаться с классической технологией обработки грузов высотными штабелерами – ричтраки требуют более 3 метров под разворот, а при подъеме вил выше 11 метров только опытный оператор сможет обеспечить безопасную укладку груза на стеллажную полку или снятие его оттуда. Как показывает практика, ни камеры на вилах, ни преселекторы высоты подъема не являются панацеей в плане помощи низкоквалифицированному персоналу.
При необходимости дальнейшего сужения аллеи или увеличения высотности стеллажной конструкции в складских комплексах применяются узкопроходные штабелеры (УПШ). Как правило, они позволяют уменьшить ширину аллеи до 1700…1900 миллиметров. При прочих равных это позволяет увеличить количество паллетомест в среднем на 15…25%.
Узкопроходные штабелеры обладают тремя важными свойствами.
Первое – вращение груза и его укладка в стеллаж происходит без разворота всей машины – движение производит только каретка с вилами.
Второе – оператор поднимается наверх вместе с грузом и, как следствие, отчетливо видит перед собой и груз, и вилы, и ячейку, в которой он должен находиться. Таким образом, минимизируются риски повреждения стеллажной конструкции и товара из-за человеческого фактора.
Третье – внутри стеллажной аллеи машина едет исключительно вдоль направляющих, без возможности задеть груз или балки.
Ключевая особенность узкопроходных штабелеров – они подбираются индивидуально под каждый склад. На этапе проектирования критично важны такие параметры, как масса груза, его габариты, ширина аллеи, высота верхнего и нижнего стеллажного яруса, ровность пола, предпочитаемый тип направляющей (металлические профили с направляющими роликами или индуктивный кабель).
Плюс классические вопросы, которые необходимо учитывать при подборе любой складской техники – наличие зарядной комнаты, режим работы, уровень освещенности помещения, наличие на пути у машины дверных проемов и их высота.
Выбор параметров стеллажной системы для работы узкопроходных штабелеров имеет целый ряд тонкостей. Например, ширина аллеи должна измеряться не по стеллажным стойкам, а по грузам, которые, как правило, свисают на 5-10 сантиметров.
Говоря о механических направляющих, важно знать, есть ли нижняя балка стеллажной конструкции. При ее отсутствии высота профиля направляющей не должна превышать 50 миллиметров, а сама машина будет оснащена тонкими 35-миллиметровыми вилами – только они пройдут в зазор между направляющей и верхней доской паллеты.
Если же выбран индуктивный кабель, то необходимы точные сведения о глубине залегания арматурной сетки в полу. Для отсутствия помех индуктивному полю, которое излучает кабель, эта глубина должна составлять минимум 60 миллиметров.
Кроме того, важно учитывать ширину трансферной аллеи – обычно она должна составлять не меньше, чем полторы длины машины. Это необходимо для безопасного и комфортного разворота машины при смене аллеи, а в случае с индуктивной направляющей – корректного получения сигнала от кабеля.
Дополнительная экспертиза требуется, когда происходит монтаж стеллажной системы. Помимо классического соблюдения ГОСТов, требуется точное соответствие установки конструкции проекту. В отличие от аллей под ричтрак, здесь погрешность в несколько сантиметров недопустима. Зазоры между машиной и аллеей составляют 100…120 миллиметров. Если из-за некорректно смонтированной стеллажной линии ширина аллеи окажется меньше проектной, возникнет риск столкновения машины с грузом на полках при раскачивании мачты на большой высоте. Если ширина будет, напротив, больше, то каретка с вилами может не дотянуться полностью до груза в ячейке.
Подобная ошибка может оказаться фатальной – переустановка стеллажей занимает массу времени и ресурсов. При этом не до конца понятно, на чьей стороне ответственность. Поставщики стеллажей заявляют, что действуют в пределах «классических» допущений, поставщики техники – что требования для корректной работы машины не соблюдены.
Узкопроходные штабелеры предъявляют повышенные требования к качеству полов склада.
Перепад высот между двумя точками на расстоянии 1 метр друг от друга не должен превышать 1 миллиметр.
Во избежание накопления статики поверхностное сопротивление пола должно быть не выше 10^6 Ом.
Таким образом, для успешного ввода техники и склада в эксплуатацию необходимо отлаженное взаимодействие между всеми подрядчиками и поставщиками. Гораздо более надежным путем представляется работа с партнером, обладающим компетенцией во всех трех направлениях: техника, стеллажи и полы.
Компания RackFork (РэкФорк) выработала компетенцию во всех трех направлениях. Разработка оптимальной расстановки стеллажной конструкции, подбор техники, которая будет работать в этой зоне, проверка и обеспечение надлежащего качества полов, производство машин и оборудования, монтаж и пусконаладка на объекте при постоянном контроле со стороны специалистов-проектировщиков – все это входит в комплексные проекты «под ключ».
Данные работы минимизируют риски некорректного подбора оборудования или проектирования склада. Проще говоря, заказчик получает ровно то, на что рассчитывал – без неприятных «сюрпризов» в виде задержек при запуске склада из-за несоответствий, выявленных на финальных этапах, или, что хуже, проблем, возникших уже после начала эксплуатации.
Безусловно, есть заказчик отдает предпочтение в одном из этих направлений другому проверенному партнеру, комплексный проект можно ограничить двумя составляющими. Например, если уже есть полы, соответствующие всем требованиям для работы узкопроходных штабелеров, то RackFork (РэкФорк) останется проработать только технику и стеллажи с расстановкой.
Экономия ресурсов и времени, минимизация рисков, а также проработка профессионального, надежного и эффективного решения – то, что делает комплексное проектирование и реализацию проекта самым выгодным подходом при организации нового складского комплекса.